17.01.2022

05.01.2022. Татьяня Опалева. ИА Крымский Телеграф — «Кризис прошел» Юрия Волкова: Неординарная картина о торжестве гуманизма, написанная знаменитым художником-баталистом

В коллекции Симферопольского художественного музея немало прекрасных картин. Но о некоторых хочется рассказать особо. Это не только ценные произведения искусства, в них скрываются тайны и увлекательные сюжеты, связанные с историей создания, судьбой автора и жизнью самой картины.

Наш спецпроект посвящен именно таким работам.

Словно в старом советском кино…

Крымский художник-баталист Юрий Волков в своем творчестве не всегда обращался к теме войны.

Одна из его «мирных» работ, картина «Кризис прошел», была написана мастером в 1954 году — в период восстановления и нормализации жизни после ВОВ.

К медицинским работникам у художника всегда было особое отношение — мать, Галина Николаевна, работала медсестрой, а старший брат Сергей был врачом. Медики не раз спасали жизнь Волкову на фронте, когда он был ранен и лежал в госпиталях. Благородное служение врача было для художника серьезной темой.

В пятидесятые годы в СССР особое внимание уделяли повышению качества жизни, в том числе и медицины. Восстанавливались больницы, и всё старались делать на высоком уровне. В этой сфере тогда действительно было много позитивных сдвигов.

На картине изображена светлая, просторная палата, чистое постельное белье, заботливые нянечки и медсестры и опытный врач, сообщающий некую хорошую весть пациентке. Кстати, одну из медсестер, стоящую с тетрадью в руках, сам художник называл «ангелом-хранителем» — об этом вспоминала его супруга. А из окна на девушку льется солнечный свет, что усиливает ощущение теплоты от развернувшейся перед нами сцены.

Главная героиня была больна. Давно и сильно. И, казалось, надежды нет. Но теперь она будет жить. Вот такая, психологическая, жанровая картина.

Это произведение сильно выделяется на фоне привычных батальных картин Юрия Волкова. Оно написано в мягких, приглушенных, серовато-охристых тонах, что не очень характерно для художника — обычно он использовал яркие и реалистичные цвета. Мастер очень долго работал с цветом, искал единственно верный.

Искусствоведы отмечают, что «Кризис прошел» — довольно кинематографичное произведение. Кажется, будто на картине изображены киногерои старого советского фильма. Известно, что это был госзаказ от одного из медучреждений.

Картина пропитана надеждой и верой в то, что врачи могут победить любую болезнь. Она особенно актуальна и в наше тяжелое время пандемии.

В этом полотне — одна из высших гуманистических идей. Идея помощи человеку и спасения жизни посредством глубоких знаний и любви к нему.

Сокровища Симферопольского художественного музея. Выпуск 4

Как рассказала Крымскому Телеграфу вдова художника, Ольга Волкова, когда художник работал над этой картиной, то особенно тщательно старался передать выражение и черты лица женщины, лежащей на больничной койке. Для создания более убедительного изображения он даже вылепил из глины лицо в натуральную величину, прикрепил к нему парик и писал ракурс поворота фигуры и головы.

Жизнь и судьба крымского художника-баталиста

Юрий Волков родился в Севастополе в 1921 году. В раннем возрасте переехал с родителями в Евпаторию. Вся его жизнь, судьба и творчество были связаны с Крымом.

Еще в детстве он обнаружил в себе способности к изобразительному искусству. В 1939 году поступил в Крымское художественное училище, где проучился два года. Юноша ездил из Евпатории в Симферополь на занятия знаменитого художника-баталиста Николая Самокиша и стал одним из его любимых учеников.

В 1941 году девятнадцатилетний Юрий Волков подал документы в московскую Студию военных художников имени М. Б. Грекова и успешно поступил, но приглашение на учебу пришло 21 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война.

Молодой художник записался добровольцем на фронт и испытал на себе все тяготы войны. В 1941 году был тяжело ранен в руку, а позднее, в 1944-м, — в голову. В 1942 году, оказавшись в оккупированной немцами Евпатории, он стал свидетелем расстрела советских воинов, участников январского Евпаторийского десанта.

Он не раз попадал в плен — и в лагерь под Лубнами, и в печально известный «Картофельный городок» в Симферополе. Бежал из плена трижды.

В это время художник больше всего хотел вырваться за линию фронта и снова присоединиться к своим, что в итоге удалось. В окопах он был и фронтовым художником, написал несколько картин.

Юрий Волков освобождал города Европы: Вену, Будапешт и Прагу. За мужество и отвагу неоднократно был награжден орденами и медалями.

У художника есть целый ряд картин, посвященных войне в Крыму. У себя дома Волков создал музей военной амуниции, где хранил всевозможные военные предметы, чтобы как можно реалистичнее изображать их на холсте.

В марте 1947 года двадцатишестилетнего Волкова принимают в Союз художников СССР. Батальная тема, Великая Отечественная война и бои в Крыму стали основной темой в его творчестве.

Он писал жизнь такой, какой ее видел, глазами взрослого, очень много повидавшего человека. Реализм был его правдой и в творчестве, и на жизненном пути.

Сегодня имя Юрия Васильевича Волкова носит художественная школа Евпатории.

В Симферопольском художественном музее хранится несколько десятков картин Юрия Волкова. Многие из них были переданы вдовой мастера — Ольгой Васильевной.


Поделиться новостью: