05.11.2021. Дмитрий Смирнов. ИА Крымский Телеграф — «В мастерской» Николая Глущенко: картина человека-легенды, разведчика и одного из самых известных украинских художников за рубежом
В коллекции Симферопольского художественного музея много шедевров. О некоторых из них хочется рассказать особо. За каждой картиной стоят очень интересные, порой загадочные истории. Наш спецпроект приоткрывает завесу тайны над произведениями прошлых веков.
Картина «В мастерской» написана в 1966 году, подарена Симферопольскому художественному музею автором — Николаем Глущенко — в 1974 году.
Это прекрасный образец экспрессионизма. Свободная, эмоциональная работа.
Рыжеволосую натурщицу, изображенную здесь, можно видеть на нескольких картинах художника. А обстановка мастерской весьма характерна, с типично украинскими яркими мотивами, творческим беспорядком, написанным в динамичной «европейской» по манере живописи.
Николай Глущенко — человек удивительной судьбы. Человек-загадка, вокруг которого больше мифов и легенд, чем достоверной информации. Это не удивительно, учитывая, что в течение двух десятилетий он был… тщательно законспирированным советским разведчиком.
Будущий народный художник УССР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии им. Т. Шевченко Николай Глущенко родился в 1901 году в Новомосковске Екатеринославской губернии (нынешняя Днепропетровская область Украины). Получил образование в коммерческом училище, а в 1918 году был мобилизован в Добровольческую армию А. И. Деникина. Когда белые были разбиты, он попал в Польшу, в лагерь интернированных, откуда сбежал в Германию.
Там на начинающего талантливого художника обратили внимание члены украинской диаспоры и помогли начать учебу. В частности, известно, что бывший гетман Украины П. П. Скоропадский оплатил его учебу в школе-студии Ганса Балушека и в Берлинской высшей школе изобразительного искусства.
В 1925-м Николай Глущенко переехал в Париж и оказался вовлечен в художественную жизнь французской столицы. К нему быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать, участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Анри Матисса и Пабло Пикассо.
В его творчестве того периода заметно и влияние фовистов. Кстати, к своему постимпрессионистскому экспрессивному стилю он вернулся как раз в 1960-х, когда была написана картина «В мастерской».
Связи с видными деятелями украинской диаспоры в Европе, широкий круг общения и универсальный имидж «светского льва», скорее всего, и послужили причиной интереса со стороны советских спецслужб.
Известно, что знаменитый писатель и кинорежиссер Александр Довженко, который тогда работал в консульстве УССР, помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что именно он сыграл роль в том, что художник стал работать на советскую разведку под псевдонимом «Ярема».
Его разведывательная деятельность активно велась до 1936 года, когда Глущенко приехал в Советский Союз и остался здесь навсегда (с 1944 года жил в Киеве). Но и после 1936-го он продолжал добывать секретные сведения.
Среди главных успехов Глущенко-разведчика — получение сотен чертежей секретной военной техники и информация о подготовке Германии к нападению на СССР. Стал одним из первых, кто сообщил о планах Гитлера.
В 1940 году советским руководством была поставлена задача: организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и ответную выставку народного творчества СССР в Берлине. Тогда в Берлине Николай Глущенко и получил сведения, на основе которых был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза.
На той же берлинской выставке произошел и другой, не менее примечательный эпизод. Министр иностранных дел Германии Риббентроп, обращаясь к Глущенко, сказал, что Гитлер высоко ценит талант художника и считает его одним из лучших пейзажистов Европы, в связи с чем дарит ему альбом с собственными акварелями.
После войны «Яреме» больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи.
И как художник он оказался очень энергичен: более 10 тысяч работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.