22.07.2022. Татьяна Опалева. ИА Крымский Телеграф — Радость, вдохновение и призрак Возрождения: «Деревенская прогулка» Ивана Мозалевского
В коллекции Симферопольского художественного музея немало прекрасных картин. Но есть среди них такие, о которых хочется рассказать особо. Картины, которые ценны не только как произведения искусства. За которыми стоят очень интересные, порой уникальные истории.
Наш спецпроект посвящен именно таким работам.
В Симферопольском художественном музее хранятся творения талантливого, яркого, но незаслуженно забытого художника — Ивана Ивановича Мозалевского. Насыщенная биография этого мастера напрямую связана с музеем крымской столицы.
Хорошая школа
Живописец, график и по совместительству художественный критик родился в 1890 году в городе Бреслау, в семье военного врача. Отцу приходилось много переезжать из-за работы, поэтому детство мальчика прошло в путешествиях.
Сменив несколько гимназий, будущий мастер в 1908 году поступил в Киевское художественное училище. Получив первое образование в живописи, он переехал в Санкт-Петербург и успел поучиться в школе Общества поощрения художеств, а также побывать вольным слушателем Петербургской Академии художеств.
Юному Мозалевскому в разное время давали уроки признанные мэтры живописи: Владимир Менк, Иван Селезнев, Иван Билибин и Василий Матэ.
В Санкт-Петербурге Иван Мозалевский принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», собравшего молодых художников, разочаровавшихся в академизме и ищущих новые пути в искусстве.
Кроме живописи, мастер работал в области станковой и книжной графики, плаката. В период с 1913 по 1916 год — в техниках линогравюры, офорта, рисунка, акварели. Был автором миниатюры на слоновой кости, экслибрисов; рисовал виньетки, заставки, а также иллюстрации для петербургских журналов и издательств.
Киев и Европа
После октября 1917 года художник покинул мятежный Петербург и вернулся в Киев, где основал собственную школу живописи и учредил профессиональный союз художников.
В 1920 году Мозалевский вместе с супругой уехал в Западную Европу, сперва обосновался в Вене, а затем — в Берлине. В этот период он создал ряд блестящих иллюстраций к книгам, вышедшим в берлинском отделении Госиздата РСФСР. Среди них были сказки Ганса Христиана Андерсена и роман «Игрок» Достоевского.
В 1926 году художник перебрался в Париж. В столице Франции он публиковал свои работы под псевдонимом Жан Алле, создал цикл офортов и линогравюр, посвященных Парижу, а также плодотворно работал как иллюстратор.
До 1930 года Мозалевский работал редактором художественного отдела газеты «Украинские вести», сотрудничал с журналом «Наш Союз», газетой «Парижский вестник», где печатал статьи об украинских и российских художниках.
Кроме того, художник создал проекты украинских бумажных денег, ценных государственных бумаг, почтовых марок и знака на монопольные изделия. По его проектам в денежное обращение были выпущены банкноты в 1000 и 2000 гривен (весьма странно, что с таким «послужным списком» он впоследствии смог беспрепятственно жить в СССР, но, видимо, у советских органов безопасности были на то свои причины).
В 1930-е годы Иван Мозалевский увлекся примитивизмом — направлением в искусстве, которое стремилось к упрощению художественного языка. Большое влияние на стиль творчества мастера оказали Нико Пиросмани и Анри Руссо.
«Мультяшная» картина
Яркая и солнечная картина «Деревенская прогулка» была создана именно в этот период жизни художника. Он работал над ней в 1931 году.
На холсте преобладают эмоции и цвет. Приемы, характерные для примитивизма, позволили художнику передать непосредственное переживание радости жизни от беспечной прогулки в провинциальной Франции.
Реалистичность, точность пропорций и соблюдение законов перспективы словно уходят на второй план. Несколько наивный художественный язык показывает на полотне гармонию между человеком и природой.
Аккуратными и точными мазками Мозалевский изображает кроны деревьев так, что они кажутся объемными и живыми. Каждый листик прорисован до мельчайших подробностей.
Это очень похоже на то, как изображал растительность великий мастер эпохи Возрождения Сандро Боттичелли в один из периодов своего творчества. Может быть, художник вдохновился его работами?
Глубокие и чистые краски неба передают ощущение пространства. Картина пронизана покоем и умиротворением, присущим сельскому пейзажу.
Люди и разноцветные машины на картине кажутся забавными и мультяшными, что только добавляет позитива этой красочной работе.
Подарок коллеги
«Деревенская прогулка» оказалась в Симферополе не случайно. Это — подарок музею от самого Ивана Мозалевского.
Художник прожил в Европе больше двадцати лет и вернулся в Россию только в 1947 году, уже после окончания Второй мировой войны.
В 1953 году переехал в Крым — в Симферополь. Здесь он читал лекции, публиковал статьи о современном западном искусстве, писал воспоминания о русских художниках. Жил Иван Мозалевский в доме на улице Гагарина.
На склоне лет живописец работал в Симферопольском художественном музее. Проводил в стенах галереи экскурсии, а вместе с этим был научным сотрудником. Сегодня в музее вспоминают, что к опытному и повидавшему мир мастеру относились с большим уважением и интересом.
Будучи уже пожилым человеком, Мозалевский сделал Симферопольскому художественному музею подарок — передал на хранение большой фонд своих работ. Среди них — та самая солнечная «Деревенская прогулка».
Иван Мозалевский умер 5 января 1975 года в столице Крыма. Художнику было 84 года.