17.08.2022   |  
  |                     |  

01.07.2022. Татьяна Опалева. ИА Крымский Телеграф — Неудобный сюжет для каждой эпохи: «Вдовушка» Павла Федотова

В коллекции Симферопольского художественного музея немало прекрасных картин. Но есть среди них такие, о которых хочется рассказать особо. Картины, которые ценны не только как произведения искусства. За которыми стоят очень интересные, порой уникальные истории.

Наш спецпроект посвящен именно таким работам.

Картина «Вдовушка» русского художника Павла Федотова — в определенной степени неудобная картина. История страны, героизм ее военных смешивается здесь с простым человеческим горем. С человеческой трагедией, причины которой — вне времени. Горе, подобное тому, которое переносит героиня полотна, переносят, к сожалению, женщины всех эпох.

Первый критический реалист России

Павел Андреевич Федотов считается родоначальником критического реализма в русской живописи. Художник родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 года в семье титулярного советника.

Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833), был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку.

В 1834 году он получил звание прапорщика лейб-гвардейского Финляндского полка. С 1835 года стал заниматься в петербургской Академии художеств, учился рисовать с натуры. Там его наставниками были баталист Александр Зауервейд и Карл Брюллов.

В свое время мастер стал заниматься батальной живописью, за что получал немало почестей. Совет Академии художеств присвоил ему звание академика с выдачей денежного пособия.

Спустя время художник всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни».

Героями произведений Федотова чаще всего становились купцы, чиновники, дворянские семейства, компании холостых офицеров и эмансипированные дамы.

Жанровая, сатирическая живопись принесла ему особый успех и общественное признание.

На собственном горьком опыте

«Вдовушка» считается одной из самых известных и драматичных картин в творчестве Павла Федотова. Пожалуй, главная ее особенность в том, что в основу сюжета легла реальная история семьи мастера.

В Симферопольском художественном музее хранится копия картины. Имя художника, старательно повторившего знаменитый сюжет, увы, неизвестно.

Несмотря на то, что над копией работал не сам Федотов, симферопольская «Вдовушка» ничем не уступает оригинальным версиям. Картина написана с большой любовью и вниманием к мельчайшим деталям.

Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Но «Вдовушка» имеет совершенно другой характер: она выражает искреннее сочувствие художника к героине, без тени насмешки.

На создание такой печальной работы Федотова подтолкнула история его родной сестры Любушки.

На холсте представлена молодая женщина — она стоит посреди комнаты, облокотившись на комод. Ее поза выражает опустошение и безысходность, на бледном лице написано бесконечное горе. Девушка одета в черное траурное платье, волосы собраны в тугой пучок, а живот заметно округлился.

На комоде за ее спиной рядом с иконой стоит портрет бравого мужчины в военной форме. Девушка на картине — молодая вдова. Ее супруг погиб на войне, оставив ее в одиночестве, беременную и с долгами.

Вокруг молодой женщины немного вещей. На первом плане на полу можно рассмотреть корзину со сваленным туда столовым серебром. К опечатанной двери придвинут крохотный столик на одной ноге, в темном углу виднеется постель. На всей мебели и вещах болтаются ярлыки с печатями.

Сюжет прост, а композиция не изобилует деталями. Основным намерением мастера было стремление передать душевное состояние героини, всю глубину ее отчаяния.

Над картиной Павел Федотов работал два года и очень старался добиться максимальной достоверности. В итоге он написал четыре разных варианта произведения. Все отличаются по цветовой гамме и композиции.

Именно к цвету на полотне художник предъявлял особые требования: ему хотелось, чтобы зритель с первого взгляда проникался атмосферой безысходности. Картина написана в мрачных, приглушенных тонах. Самые яркие участки на холсте окутаны болезненным, тоскливым светом.

Знаменитый сумасшедший

Несмотря на то, что к концу 1840-х годов к Павлу Федотову пришло заслуженное признание, лучший период творчества Федотова не был безоблачным. Цензура начала запрещать некоторые острые сатирические картины. От художника стали отворачиваться меценаты, которые раньше ему благоволили.

Состояние здоровья Федотова значительно ухудшилось. У него появились сильные головные боли, бессонница, депрессия, стало ухудшаться зрение.

Весной 1852 года у мастера стали проявляться признаки острого психического заболевания. Вскоре Академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Живописца поместили в психиатрическую лечебницу.

Даже там он продолжал работать и писать портреты, но слабое и подорванное здоровье серьезно подвело. Павел Федотов ушел из жизни 26 ноября 1852 года.

Похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. На момент смерти художнику было всего 37 лет.


Поделиться новостью: