18.05.2022

01.03.2022. Татьяна Опалева. Крымский Телеграф — «Портрет М. И. Барятинской» Кристины Робертсон: взлет и трагедия шотландской художницы в России

В коллекции Симферопольского художественного музея немало прекрасных картин. Но есть среди них такие, о которых хочется рассказать особо. Картины, которые ценны не только как произведения искусства. За которыми стоят очень интересные, порой уникальные истории.

Наш спецпроект посвящен именно таким работам.

Судьба талантливых художников не всегда бывает безоблачной. Даже гениальные произведения и слава не гарантируют своим создателям благополучия и процветания.

Один из примеров — история шотландской художницы Кристины Робертсон (1796-1854).

Ее блестящий живописный стиль высоко оценили при русском дворе на рубеже 1830-1840-х годов. Второй ее визит в Россию оказался фатальным — венценосные заказчики отвернулись от нее, и художница провела последние дни своей жизни в нищете и умерла в российской столице в полном одиночестве во время Крымской войны.

Она создала портретную галерею членов царской семьи и придворных эпохи Николая 1. В коллекции Симферопольского художественного музея одна из ее работ портрет фрейлины императрицы Александры Федоровны – Марии Ивановны Барятинской.

Хорошее начало

Кристина Робертсон родилась в 1796 году в небольшом местечке Кингхорн (Файф), недалеко от Эдинбурга. Считается, что художественному мастерству она обучалась у своего дяди, портретиста Джорджа Сандерса. По всей вероятности, именно он на первых порах помогал племяннице с ее первыми заказчиками, поэтому у еще юной и неопытной художницы появились влиятельные клиенты.

Творческих успехов она добилась быстро, ее нишей стал парадный, салонный портрет. Художница чувствовала дух своего времени и его моду, всегда с точностью передавала роскошь тканей, украшений и материалов.

В 1823 году работы Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии, а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей. С 1829 года — почетный член Королевской академии в Эдинбурге.

Сокровища художественного музея. Выпуск 5
Российская императрица Александра Федоровна

Неслыханные деньги

С 1830-х годов имя Кристины Робертсон стало известно в Европе и России. В 1839-м портретистка впервые приехала в Санкт-Петербург.

Среди ее первых заказчиков в России были сливки аристократического общества: Орловы-Давыдовы, Барятинские, Юсуповы, Куракины, Белосельские-Белозерские и Бутурлины.

Особенно популярность шотландской художницы возросла, когда она начала получать заказы от русской царской семьи. В 1841 году Робертсон с большим успехом писала портреты двора Николая I, в том числе и всю «женскую половину» его семьи. В том же году серия ростовых портретов императрицы Александры Федоровны и ее дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала «почетным вольным общником» Академии.

Император платил за работу неслыханные деньги — по 4000-5000 рублей за портрет, что вызывало негодование и зависть у ее русских собратьев по кисти.

Ужасный конец

В 1847 году Кристина вторично приехала в Санкт-Петербург, а через два года Николай I вновь пригласил ее в Зимний дворец. Художница трудилась год, а по истечении этого времени вдруг получила известие о том, что государь «не удовлетворен» работой… Ни причин, ни оплаты за картины Робертсон не получила.

В конце жизни художница бедствовала, не было денег даже вернуться домой в Англию.

А когда началась Крымская война, зимой 1854 года, Кристина Робертсон скончалась в Петербурге, в голоде и нищете. На фоне войны, когда большинство британских граждан уехало из России, ее смерть осталась незамеченной. Художницу похоронили на Волковском лютеранском кладбище.

Разгадка старинного портрета

В Симферопольском художественном музее уже много лет хранится одна из работ Кристины Робертсон. «Портрет Марии Ивановны Барятинской» попал в музей в 1957 году из московской Дирекции художественных выставок и панорам. Ранее эта картина принадлежала Государственной Третьяковской галерее.

Из-за того, что на портрете нет подписи, специалисты очень долго спорили о том, кто именно изображен на холсте. Сперва искусствоведы сделали вывод, что девушка на картине — Ольга Ивановна Орлова-Давыдова, дочь Ивана Ивановича Барятинского. Он был одним из самых влиятельных и богатых людей России — дипломатом, тайным советником, камергером.

После долгих исследований эксперты все же изменили свое мнение и решили, что на портрете изображена другая дочь Ивана Барятинского — Мария.

Мария Ивановна Барятинская (в замужестве Кочубей) была одной из первых великосветских красавиц Петербурга, а по совместительству — фрейлиной Высочайшего Двора. Известно, что Кристина Робертсон писала портреты девушки не один раз. Для художницы она была эталоном юности и идеалом красоты.

Мария Барятинская родилась в 1818 году в знатной семье. Вышла замуж за князя Михаила Викторовича Кочубея, сына дипломата и министра внутренних дел Российской империи Виктора Павловича Кочубея.

К сожалению, Мария скоропостижно умерла от лихорадки через 18 месяцев после свадьбы. Барон М. Корф писал в своем дневнике: «Умерла неожиданно в Италии молодая княгиня Кочубей, свадьбу которой, с жалкими ее последствиями, я записал в 1841 году. Злые языки уверяют, что она и умерла — девицею. Как бы то ни было, но до свадьбы она цвела здоровьем, а потом скоро начала чахнуть, так что принуждены были искать для нее спасения под синим небом Италии… Она была одною из прелестнейших женщин нашего двора».

Мария была похоронена на кладбище Сергиевой Приморской пустыни. В память о ней ее мать, княгиня Барятинская, открыла Мариинский приют для бедных женщин.


Поделиться новостью: