17.01.2022

08.12.2021. Татьяня Опалева. ИА Крымский Телеграф — «Портрет Николая Львова» Дмитрия Левицкого: неразгаданная тайна одной случайной находки

В коллекции Симферопольского художественного музея немало прекрасных картин. Но есть среди них такие, о которых хочется рассказать особо. Картины, которые ценны не только как произведения искусства. За которыми стоят очень интересные, порой уникальные истории. Наш спецпроект посвящен именно таким работам.

История неожиданной находки

Картина, о которой мы говорим, оказалась в коллекции Симферопольского художественного музея случайно. Ее передали в дар музею в 1983 году местные жители, которые обнаружили полотно на чердаке своего дома в Старом городе, во время ремонта. Это был свернутый в рулон холст, на котором просматривались очертания портрета. Состояние сохранности полотна было крайне тяжелым — разрывы, загрязнения, осыпи.

А на обороте холста обнаружена надпись: «Николай Александрович Львов, отец Прасковьи Николаевны Бороздиной, писал Левицкий».

Музей принял это полотно и с этого момента начался путь его возрождения.

Холст был отправлен в реставрационные мастерские в Киев. Эксперты провели анализ красочного слоя и сделали вывод, что портрет предположительно был написан в 1786 году. И подтвердили, что работал над ним знаменитый художник второй половины XVIII века Дмитрий Левицкий, изображен — яркий представитель Русского Просвещения — Николай Львов.

Восстановление произведения искусства длилось долго, обновленный холст вернулся в Симферопольский художественный музей только в 1994 году. Это было большим культурным событием того времени. Неожиданная находка буквально преобразила коллекцию музея. Но история картины и сейчас полна загадок.

У искусствоведов есть предположения, что картина принадлежала упомянутой на обороте холста Прасковье Бороздиной — младшей дочери Николая Львова. Она и ее муж-археолог Константин Бороздин какое-то время жили в Крыму. При этом дворянский род Бороздиных был связан с полуостровом еще и через Андрея Михайловича Бороздина, бывшего Таврическим губернатором в начале XIX века.

Также можно предположить, что картина попала в Крым в годы Гражданской войны вместе с другими ценностями, перевезенными сюда российской знатью из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и прочих крупных городов или, например, из своих усадеб.

Кем был автор картины?

Дмитрий Левицкий — потомственный художник, родился в Киеве в 1735 году. Он считается крупнейшим мастером парадного и камерного портрета своего времени. Его отец был известным гравером, работавшим в Киево-Печерской лавре.

В юности Левицкий отправился в Петербург, там поступил в престижную Императорскую Академию художеств. Молодого художника в культурной среде заметили довольно быстро — очень выделялся его талант в портретной живописи.

Слава Дмитрия Левицкого расцвела в эпоху правления Екатерины II. Он не раз писал саму императрицу, ее двор, а также воспитанниц Смольного института благородных девиц — детища государыни. Эта коллекция сейчас хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Заказчики очень любили и почитали художника, потому что каждый узнавал себя на портретах и видел себя именно таким, каким хотелось бы себя видеть. Мастер живописи блестяще владел кистью и умел с точностью передать на холсте материальный мир и характер изображенного.

Кстати, искусство 18 века и ныне высоко ценится. К примеру, буквально на днях в Лондоне с аукциона портрет Екатерины II, вместе с ее письмом, был продан за 951 тысячу фунтов стерлигнов (более 93 миллионов рублей).

Кем был человек, изображенный на картине?

Что же касается человека, изображенного на картине, то просвещенный дворянин Николай Александрович Львов остался в истории как один из самых образованных людей своего времени.

Его называли «русским Леонардо»: архитектор, поэт, драматург, переводчик, собиратель русского фольклора — он был человеком широкого диапазона интересов.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях. Он был автором Борисоглебского собора в Торжке и собора святого Иосифа в Могилеве, который соорудили в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II.

Кроме этого, Львов проектировал усадебные комплексы в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.

Помимо этого, он занимался исследованиями в области строительных материалов, разрабатывал способы землебитного строения, отопления и вентиляции зданий.

Николай Львов и Дмитрий Левицкий были друзьями. Знаменитый портретист писал Львова много раз. На нашем портрете дворянин изображен сидящим в кресле, в простой домашней обстановке, в халате, что придает портрету некоторую интимность.

При этом они дружили семьями — художник писал не только самого Львова, но и его жену Марию Дьякову — одну из известнейших муз Русского Просвещения.


Поделиться новостью: