11.02.2022. Анна Журба. ИА Крымский Телеграф — Чего больше для всей семьи — пользы или вреда, если ребенок столько времени проводит дома
По состоянию на 8 февраля в Крыму из-за коронавируса на дистанционном обучении находятся 42 класса в 23 школах. Об этом сообщили в пресс-службе Минобразования РК. Из-за ОРВИ на дистанционное обучение переведен 391 класс в 97 школах. Школьников уже отправляли на удаленное обучение в 2020 и 2021 годах, и родители уже сумели сформировать свое отношение к такому формату. И это отношение далеко не всегда положительное! Мы решили проанализировать, чего больше для всей семьи — пользы или вреда, если ребенок столько времени проводит дома.
Как быть с учебой
Это первый и один из самых важных вопросов. К сожалению, несмотря на все технические достижения и развитие практики удаленных коммуникаций, качество дистанционного образования в обычных школах серьезно уступает олдскульному обучению в классах.
Причин множество. Многие учителя не умеют вести уроки по скайпу или зуму. Далеко не у всех учеников есть отдельный компьютер с выходом в интернет и всем необходимым для удаленного обучения.
У детей и подростков нет навыков самоорганизации: им сложно не отвлекаться во время уроков из дома на привычные вещи и события дома — телевизор, игрушки, любимую кошку.
В результате это компенсируется большим объемом домашних заданий, повышенная нагрузка падает на родителей, которые и в обычном режиме жалуются на то, что проводят за уроками с детьми слишком много времени. Большинство (66 %) российских преподавателей школ и вузов считают, что онлайн-обучение снизит качество знаний учащихся. Почти каждый пятый учитель (19 %) отметил, что до половины всех школьников в их потоке дистанционно учиться не смогут. Каждый десятый учитель (10 %) сказал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.
Как быть с организацией жизни ребенка
Школа — это не только уроки. Это еще и детский коллектив, упорядоченное время, когда ребенок занят и находится под присмотром, и даже отчасти дисциплина. Школа при всех своих недостатках решает сразу несколько задач: социализация, контроль, безопасность, питание в конце концов.
Ребенок остается дома на целый день — значит, на родителей ложится обязанность сформировать его график таким образом, чтобы он был занят, при этом чтобы ему не было скучно. Чтобы он успевал учиться, отдыхать, заниматься спортом и дополнительными занятиями, гулять.
Но при этом у родителей есть работа, иногда младшие дети, десятки других забот и хлопот. Когда им успевать выполнять роль одновременно преподавателя, организатора и массовика-затейника? Поэтому у детей при удаленном обучении появляется много времени на соцсети, компьютерные игры и компании сверстников в торговых центрах.
Как быть с личным пространством каждого в семье
Об этом не слишком принято говорить, но когда мы говорим «квартирный вопрос нас всех испортил», то имеем в виду прежде всего то, что дома мы не можем остаться наедине с собой даже на минуту.
Маленькие квартиры, большие семьи, бытовые сложности — в результате в одной и той же комнате школьник учит уроки с включенным на полную громкость зумом, а у его родителей совещание на удаленной работе.
Плачут младшие дети, работает телевизор или радио, бесится кошка, которой тоже нужно внимание. Кто-то хочет слушать музыку, кто-то — смотреть любимое ток-шоу, а кто-то — просто посидеть в тишине. Родители хотят обсудить финансовые проблемы и болезнь бабушки, детям нужно немедленно поделиться очередным конфликтом в школе.
Даже если вы очень любите свою семью, тяжело проводить с ними столько времени в замкнутом пространстве. Поэтому многие в период жесткого карантина были вынуждены уезжать из городов и снимали дома в глуши только ради дворов, где можно было гулять.
Так ли все безнадежно с удаленкой?
Ответим сразу: далеко не все.
Во-первых, кому удаленка точно пойдет на пользу? Интровертам, как взрослым, так и детям. Тем, кому тяжело в коллективе, кому плохо дается общение. Хорошо учиться и работать дистанционно тем, кто хорошо умеет фокусироваться и не отвлекаться по мелочам, кому легко дается часами сохранять сосредоточенность.
Немаловажный фактор, который говорит в пользу удаленки — это комфортные условия для школьника: отдельная комната, собственный ноутбук, личное пространство.
Не лишней будет удаленка и для тех семей, которым хочется больше времени проводить вместе — это как раз отличный шанс.
Во-вторых, как уменьшить негативные последствия от дистанционки? Совет родителям: не жертвовать своим временем и делами ради учебы. Но регулярно объяснять детям, что уроки — это их личная ответственность, им всегда помогут, но не будут делать это вместо них.
По возможности компенсировать общение детей в школе встречами с друзьями в комфортной обстановке или хотя бы онлайн. Но помощь нужна не только и не столько детям, сколько самим взрослым. Тут главный совет: не меньше часа в день лично для себя! В комфортной обстановке, без раздражителей и хлопот. Это может быть что угодно: ванна, но строго с закрытой дверью и запретом себя беспокоить, чашка кофе в торговом центре в одиночестве или с подругой, даже просто час на лавочке, наблюдая за птицами и гуляющими людьми.
И помните: все эти ограничения временные, постарайтесь сделать их наименее разрушающими вашу психику.