08.01.2022 ИА Крымский Телеграф — День вращения Земли и начало Святок
8 января — День вращения Земли. В этот день в 1851 году было доказано суточное вращение Земли. Это сделал французский физик, механик и астроном Жан Бернар Леон Фуко, в погребе своего дома в Париже.
Большинство из нас, вероятно, знает, что Земля совершает оборот вокруг своей оси примерно за 24 часа. Но это базовое знание не всегда было таким бесспорным. В 1851 году французский физик Леон Фуко продемонстрировал, как наша планета вращается, с помощью своего теперь уже знаменитого маятника. В этом простом, но блестящем изобретении используется подвешенный свинцовый шар, который показывает вращение Земли в течение дня. Маятник окружен маленькими штырями, расположенными по кругу, которые маятник сбивает один за другим, в конечном итоге совершая полный оборот.
Именно маятник Фуко наглядно продемонстрировал вращение Земли. Сначала Фуко провел свой эксперимент с маятником в Парижской обсерватории, а затем в Пантеоне, где он остается впечатляющим центральным элементом и сегодня. Хотя они различаются по размеру, маятники лучше всего работают с длинными линиями, обычно от 12 до 30 метров. Тяжелый качающийся свинцовый боб подвешен на конце лески. Покачиваясь взад и вперед, он медленно движется по часовой стрелке, пока Земля вращается под ним.
8 января также начинаются святки, сразу после Рождества Христова, и празднуются 12 дней по 17 января.
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества.
Но традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот.
В IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.
В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки. Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали.