01.01.2022 ИА Крымский Телеграф — Новый год
Трудовым законодательством РФ этот день официально закреплен как праздничный нерабочий день. Выходной переносится на один из рабочих дней согласно утвержденному производственному календарю 2022.
Праздновать Новый год в России 1 января установил император Петр I в 1699 году, вместе с новым летоисчислением. До этого было привычно справлять праздник по византийской традиции 1 сентября.
Труды Петра I по внедрению нового праздника не оказались пустыми. Наступление нового года стала регулярно праздновать европеизированная знать, собираясь на балах-маскарадах по западному образцу. А у крестьян из разных регионов России сложился обычай «Васильева вечера», справляемого каждый последний вечер уходящего года.
«Васильевым» его называли потому, что на 1 января по юлианскому календарю приходится день памяти православного святого Василия Великого. В этот вечер, предшествующий современному так называемому «Старому Новому году», считалось хорошим собраться с близкими за богатым столом в новой одежде.
Дореволюционная традиция празднования Нового года и Рождества долгое время не знала персонажа, аналогичного западному Санта-Клаусу. Только на рубеже 19-20 веков участником рождественских елок начинает становиться Дед Мороз. По всей видимости, этот образ скорее основан на Морозе Ивановиче из «Сказок дедушки Иринея» полузабытого ныне писателя пушкинской эпохи Владимира Одоевского, чем на сказочном фольклоре восточных славян.
В советские времена поначалу был запрет на празднование Нового года, потому что этот праздник ассоциировался с Рождеством, то есть с «поповским» праздником. Но с 1936-го новогодние елки для детей в Советском Союзе становятся обычным повсеместным явлением.
Архитектором советского «новогоднего ренессанса» принято считать крупного партийного деятеля, кандидата в члены политбюро Павла Постышева. В декабре 1935 года газета «Правда» опубликовала его статью, посвященную проблемам празднования Нового года. Автор вспоминал о «старых елках» для «детей чиновников и буржуазии», за которыми «смотрели через окно» их ровесники из рабочих семей. Постышев задавался вопросом: а почему сейчас, «в Советской стране», дети трудящихся лишены такого удовольствия?
После Великой Отечественной войны 1 января — стал официальным выходным днем (2 января объявили выходным лишь в 1992-м, а привычные «новогодние каникулы» появились уже в «нулевые» годы).
Кстати, какое-то время у советского праздника был и альтернативный «маскот» — забытый ныне Мальчик Новый год. Его создали на основе восточнославянского фольклора. В мультипликации пытались даже «ввести» Мальчика в семью Деда Мороза и Снегурочки как внука и брата. Но в начале 1980-х этот образ по непонятным причинам потерял былую популярность и забылся.
В брежневскую эпоху порядок встречи Нового года приобрел классический вид — максимально свободной от государственной идеологии даты. К празднику в магазинах нередко появлялись дефицитные товары. Телевидение в новогоднюю ночь радовало зрителя развлекательными передачами вроде знаменитого «Голубого огонька», традиция которого с 1964 г. длится до сегодняшнего дня.
Обязательным считалось загадать желание под бой курантов — веру в чудо, наверное, не была способна отформатировать ни одна идеология на свете.
С тех пор в праздновании Нового года мало что изменилось, за исключением того, что елки сейчас делают стилизованными, открытки шлют в соцсетях и устраивают новогодние фотосессии. Хорошие традиции нет смысла менять.
Поздравляем еще раз всех с Новым годом и желаем всего самого замечательного!